Праздник проводили в два этапа: на первом этапе интересно рассказали детям все о зубах: как они появляются, растут, для чего нужны и как за ними нужно ухаживать, как правильно чистить. В конце этого первого урока здоровья было дано домашнее задание детям: написать сочинения на тему «Как я лечил зубы», «Путешествие во рту» и др. и нарисовать, какой они представляют себе зубную щетку в будущем. На втором этапе праздника через неделю дети зачитывали свои сочинения и показывали рисунки. Такого рода уроки здоровья мы проводим в каждом классе начальной школы, иногда по три-четыре занятия с практическим обучением стандартному методу чистки зубов с демонстрацией на фантомах, а затем с коррекцией движений щетки индивидуально с каждым ребенком (по заданию учителя дети приносят свои зубные щетки). Праздник, по отзывам детей и учителей начальных классов, получается всегда очень полезным, интересным и запоминается на всю жизнь. Итак… День 1-й Добрый день, веселый класс, Принимайте в гости нас. Пусть сегодняшний урок Всем ребятам будет впрок. Для начала вы, ребятки, Отгадайте две загадки: 1) «В красном домике уют, В красном домике живут За розовыми губками Беленькие… ЗУБКИ». Верно! 2) «Каждый день поутру К ним приходит ко двору Заботливая «тетка» С толстой ручкой… ЩЕТКА (зубная)». Верно! Спрашиваем детей, что они знают о зубах, для чего нужны зубы. (Выслушиваем желающих ответить и дополняем, если не все сказали: зубы нужны, чтобы есть, правильно говорить и красиво улыбаться.) Наверное, большинство ребят уверены, что зубы – это маленькие белые камушки во рту, которые иногда болят и которые родители заставляют чистить щеткой. Хотя, казалось бы, чего их чистить, когда они и так белые? Конечно, это не так. То, что вы, дети, можете увидеть в зеркале и потрогать языком во рту, – это еще не весь зуб, это его белая часть, которая называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Она называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Вот так выглядит зуб (показываем макет, муляж, плакат или рисуем схематично строение зуба в разрезе) снаружи и изнутри. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Зуб такая же живая часть тела, как рука или нога и т.п. У взрослого человека 32 зуба. Сейчас у каждого из вас меньше зубов, и они называются молочными. Пройдет немного времени, и их сменят более крепкие постоянные зубы. А когда ты вырастешь, у тебя будет 32 зуба, красивых и крепких. Конечно, если ты будешь о них заботиться. Зубы отличаются друг от друга. Одни острые, плоские, служат, чтобы резать пищу, - это резцы (передние зубы). Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки еды, - это клыки. И есть еще толстенные, крепкие, они помогают пережевывать огурец, морковку, репку, твердую пищу растирают и раздавливают, – это коренные зубы. (Крепче мясорубки мелют мясо зубки, мелют яблоко легко!.. Пьют кефир и молоко И смеются голыши, потому что крепыши.) Как замечательно, когда зубки белые и красивые! Вот бы они всегда были такими и никогда не болели. Но, к сожалению, некоторым детям об этом остается только мечтать. Наверняка вы все когда-либо замечали на своих зубах черные пятнышки, «дырочки», испытывали зубную боль и обращались за помощью к стоматологу. Почему же происходят с зубами эти неприятности? Главный враг зубов – кариес. У него есть два верных союзника – зубной налет и сахар, который содержится в пищевых продуктах. Когда человек не чистит или плохо чистит зубы, то сначала появляется зубной налет. Он почти не заметен, но это сначала: постепенно поверхность зуба становится слегка желтой и шершавой. Язычок не скользит по зубику. Этот налет состоит из огромного числа микробов. Их миллиарды. Сами эти бактерии не могут разрушить прочную твердую эмаль зуба. Но всякий раз, когда мы едим пищу, особенно сладкую, в которой много сахара, бактерии превращают этот сахар в кислоту. Кислота может разрушить эмаль очень быстро. Вот посмотрите, к чему приводит нежелание чистить зубы: (показываем макет, муляж, плакат или рисуем схематично строение зуба в разрезе) 1. Кислота разрушает эмаль – самую прочную ткань зуба. 2. Появляется полость («дырка»), которая увеличивается и позволяет кислоте разрушить дентин (более мягкий, чем эмаль). 3. Кариес распространяется в глубину зуба, в пульпу, в мякоть, поражает нервы, и появляется зубная боль! Больные зубы становятся хрупкими, черными, некрасивыми… А ведь началось все с простой лени почистить зубы после еды! Давайте же научимся чистить зубы правильно и будем это делать каждый день утром и вечером, забыв про лень. (Практическое обучение стандартному методу чистки зубов с использованием щетки, фантома и таблицы.) Раз, два, три, четыре, пять – Вышла щеточка гулять. И пошла она по кругу От налета чистить зубы. Каждый зубик раз по пять Гладит, чистит и опять Покружилась возле щек, А потом у язычка, Сверху вниз у губ прошлась, Сполоснулась, принялась Заново все повторять. После щеткиной работы Рот прополощи водой. А вечернею порой Ничего не пропусти – Все, как утром, повтори. Домашнее задание: 1. Придумать рассказ или написать сочинение на тему: «Посещение зубного врача», «Приключение во рту», «Путешествие во рту», «Почему я улыбаюсь?» 2. Нарисовать рисунок или комиксы на тему: «Зубная щетка XXI века», «Нападение зубного налета на зубы (микробная атака кариозных монстров) и спасение их зубной щеткой (заботливой теткой)», «Самая модная улыбка». День 2 (через неделю) Проводится в форме конкурса между 2–3 командами. 1. Конкурс на лучшее сочинение и рассказ (из домашнего задания).Сочинение и рассказы проверяются заранее и выбираются 2–3 лучшие. Лучшие произведения зачитывают их авторы и получают приз от Бобра-СуперЗуба (щетку, наклейку, брошюру и т.д.). 2. Конкурс рисунков на заданные темы. 3. Конкурс «Зубки белоснежные». К доске выходят и лицом к ученикам класса садятся по 2-3 представителя команд, а врач окрашивает фронтальные зубы Радсидентом розовым на основе водорастворимого фуксина. Жюри оценивает качество чистки зубов. 4. Конкурс на большее число пословиц, поговорок, загадок, где звучат слова «зубы», «рот», «улыбка». 5. Кто лучше объяснит другу, как правильно чистить зубы и почему это надо делать обязательно (по 2 человека от каждой команды). 6. Заключительное награждение победителей и поощрение всех участников праздника здоровых улыбок. Вариант замены заданий: кто вспомнит больше названий зубных паст – любых (и детских, и взрослых)? |